Фрагмент для ознакомления
2
Игра представляет собой вид деятельности, который предназначен для проведения отдыха и забав. Игра обладает своими правилами, обладает строгим порядком, но при этом не обладает целью, хотя может применяться для реализации какой-либо цели. Сущность любой игры заключается в подражании природе, а также взрослой жизни человеку. Человек стремится в игре к действительности, однако в то же время он от нее не зависит, что и дает ему возможность свободно творить. У ребенка в игре появляется первый опыт независимости. Абсолютно каждая игра включает в себя противоречие: играющий все время находится в двух формах - действительной и условной. Данная противоречивость игры сделала ее полифункциональной. В педагогике игра начала применяться и как форма развития у ребенка своеобразного и стандартного поведения, и как метод воспитания творчества.
С позиции Г. П. Щедровицкого, игра характеризуется особым отношением личности ребенка к окружающему миру, она отражает его субъективную действительность, в процессе которой происходит развитие психики ребенка [2].
В подходе определения игры В. А. Сухомлинского выделено, что игра является огромным светлым окном, посредством которого духовный мир ребенка обогащается живительным потоком представлений об окружающем мире. Из этого следует, что игра – это искра, позволяющая зажечь огонек любознательности.
Детская игра – один из сложных теоретических вопросов. Исследование игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законодательстве и верованиях, о формах и методах воспитания.
Игра представляет собой обучающий инструмент, который активизирует умственную деятельность учащихся, позволяет сделать процесс обучения привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и беспокоиться. Игра всегда предполагает принятие решений - что делать, что говорить, как побеждать. Желание решить эти проблемы ускоряет умственную деятельность игроков. Использование различных игр способствует овладению знаниями в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность [27].
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко, являющиеся классиками советской педагогики, особо выделяли значение игры в процессе воспитания младших школьников. Н.К. Крупская утверждала, что «взаимосвязь образовательного процесса и жизни останется исключительно формальной и не даст образовательного эффекта. Для того чтобы достичь такого воспитательного эффекта, необходимо понимать, как эмоционально подготовить детей к восприятию тех или иных явлений, как организовать их эмоциональную жизнь». Этот вопрос так же тесно связан с вопросом образовательной ценности игры.
Для того чтобы установить значение понятия «игра», были проанализированы определения различных авторов [3, 16, 38]:
игра представляет собой занятие, которое не имеет практической цели и служит для забавы или развлечения, а также применяется на практике некоторых искусств (С. Южаков);
два подхода к трактовке понятия «игра» выделяет С. И. Ожегов, т.е. с его точки зрения, с одной стороны – это занятие, предназначенное для развлечения, отдыха или спортивного соревнования, а с другой стороны – это создание типичных ситуаций для нахождения в них решений;
игра представляет собой активность человека, в процессе которой происходит моделирование какой-либо деятельности (Б. Г. Мещеряков,
В. П. Зинченко);
игра имеет воспитательный характер, т.к. способствует психологической разрядке и снятию стрессовых ситуаций, посредством которого происходит гармонизация человеческих отношений
(Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров);
игра является видом непродуктивной деятельности, суть которой заключается не в полученном результате, а в самом процессе (энциклопедический словарь).
Таким образом, обобщение выше изложенных определений, позволяет выявить следующие характеристики игры:
является активным видом деятельности человека, который возник в результате эволюции;
является таким видом деятельности, который характеризуется совокупностью определенных правил и приемов, предназначенный для досуговой и обучающей деятельности;
особенность игры заключается в том, что в ней происходит распределение ролей, а суть заключается не в результате, а в самом процессе.
Получается, что «игра» представляет собой емкое и сложное понятие. При этом необходимо отметить, что оно не является научным. Возможно, что это связано с тем, что игра в процессе своего исторического становления переплетается с магией и культовым поведением, при этом она тесно взаимосвязана со спортивными и военными тренировками, с искусством, с педагогикой, т.к. имеет важное значение для полноценного развития личности и влияет на подготовку ребенка к дальнейшей жизни в обществе.
Не смотря на это, полноценные исследования теорий игры уходят корнями во вторую половину XIX века и связаны с именами таких авторов как К. Гросс, Г. Спенсер, Е. Л. Покровский, Ф. Шиллер и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Н. А. Воспитание полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1(41). – С. 11-15.
2. Асадуллина, Р. Р. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста / Р. Р. Асадуллина // Альманах мировой науки. – 2017. – № 2-1(17). – С. 125-127.
3. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников /В.Я.Воронова. – М.: Просвещение, 2001.- С.356.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - № 6.
5. Гиевая, Д. В. Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Д. В. Гиевая // Научно-практические исследования. – 2020. – № 2-1(25). – С. 20-22.
6. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметноигровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научнопрактической конференции) Н.Т. Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
7. Гурьева, Н. Н. Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Гурьева // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве : сборник научных трудов. – Тверь : Тверской государственный университет, 2017. – С. 126-130.
8. Ермакова, В. А. Особенности развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте / В. А. Ермакова, О. Ю. Зайцева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 4(7). – С. 20-23.
9. Исаева, З. Р. Развитие социальных мотивов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / З. Р. Исаева // Студенческий вестник. – 2022. – № 5-1(197). – С. 45-48.
10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики А.Н.Леонтьев. – М., 1981.- С.447.
11. Мойстус, И. А. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. А. Мойстус // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей, Нижневартовск, 03–04 апреля 2018 года. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. – С. 196-199.
12. Платонова, И. А. Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И. А. Платонова // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 08 декабря 2018 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2018. – С. 84-86.
13. Попова, В. В. Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Попова, М. Н. Макарова // Научный альманах. – 2021. – № 5-1(79). – С. 110-112.
14. Соколова, С. В. Влияние игровой деятельности на развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста / С. В. Соколова // Актуальные проблемы психологии образования : сборник научных статей, Ярославль, 12 ноября – 12 2014 года / ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского». – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2014. – С. 82-92.
15. Фаустова, Н. П. Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. П. Фаустова // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве : Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Елец, 17 мая 2018 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – С. 57-63.
16. Федотова, И. С. Театрально-игровая деятельность как фактор развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста / И. С. Федотова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-1. – С. 281-284.
17. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б.Эльконин. М.:Просвещение,1960.- С.165.
18. Юрченко, Е. И. Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Е. И. Юрченко // Модернизация образования: проблемы и перспективы : Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 20 марта 2015 года. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. – С. 331-336.